Время госкорпораций, возможно, заканчивается

7 августа Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и своему помощнику – начальнику Контрольного управления Президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций.

Глава государства призвал проверить целевой характер и эффективность использования переданного ГК государственного имущества и финансовых средств, соответствие деятельности госкорпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании. По итогам проверки, в срок до 10 ноября этого года, президенту будут представлены предложения, в том числе о целесообразности существования госкорпораций в принципе.

А буквально за два дня до встречи с Чайкой и Чуйченко, 5 августа, глава государства исключил из состава созданной 21 мая этого года комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Сама комиссия не проработала к моменту отчисления Чемезова ещё и трех месяцев. СМИ приводят слова своих источников, объясняющих решение Медведева так: Чемезов был введен в состав комиссии автоматически, как глава корпорации, имеющей непосредственное отношение к модернизации экономики. К тому же, инновационная деятельность прописана в уставе «Ростехнологий».

Эти два события – распоряжение о проверке ГК и исключение главы одной из ГК из профильной, по сути, комиссии, похоже, свидетельствуют о том, что время ГК подходит к концу.
Критики ГК утверждают, что на сегодня эти новообразования фактически живут в собственной экономической реальности. На них не распространяются: положения о раскрытии информации, обязательные для публичных компаний, действие закона о банкротстве. ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов – в частности, к ним не может предъявлять претензии Счётная палата, так как по федеральному закону о ГК госкорпорации имеют статус некоммерческих предприятий, и их собственность не является государственной.

В прошлом году Комитет Совета Федерации по промышленной политике подготовил доклад, в котором критикует создание госкорпораций. Председатель этого комитета Валентин Завадников сформулировал общепринятые претензии к ГК: «Рассматривая саму сущность понятия «государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».

Во-первых, создание каждой корпорации требует принятия отдельного закона. Получается, что регулирование госкорпораций осуществляется на индивидуальной основе и в ряде случаев не согласуется с действующим законодательством.

Во-вторых, при создании некоторых ГК, которым фактически делегируются полномочия госорганов, происходит объединение функций нормативного регулирования, контроля и реализации, что идет в разрез с положениями административной реформы. «Государство при этом имеет минимальный контроль над госкорпорациями, критерии же оценки их эффективности весьма размыты», – резюмирует Завадников.

Наблюдатели считают, что поручение Медведева можно рассматривать, в частности, и как удар по руководителю ГК «Ростехнологии» Сергею Чемезову.

В 2004 году Чемезов встал во главе «Рособоронэкспорта», предшественника «Ростехнологий». Тогда и началась экспансия корпорации не только в «оборонку», но и другие промышленные отрасли. Корпорацию критиковали за отсутствие внятной стратегии, но команда Чемезова умела использовать административный ресурс своего начальника.

Сначала «Ростехнологии» приступили к созданию вертолетостроительного холдинга. Получив контроль над Улан-Удэнским авиазаводом, оказывали давление на владельцев других предприятий отрасли. В итоге под контролем «Ростехнологий» оказались заводы имени Миля и Камова, Казанский вертолетный завод, московский завод «Вперед», предприятия в Кумертау, Арсеньеве, Новосибирске, Ступине и т.д. Однако такое обилие мощностей не отражается заметно на эффективности бизнеса и себестоимости продукции.

Затем госкорпорация взяла под контроль «ВСМПО-Ависму» — крупнейшего производителя титана в мире. После оформления перехода успешной компании к новым собственникам Чемезов попросил у Владимира Путина полмиллиарда долларов на покрытие расходов, понесенных «Рособоронэкспортом» на покупке «ВСМПО-Ависмы». Сейчас же предприятие вынуждено брать кредит у Сбербанка, чтобы пустить заемные средства для финансирования инвестиционных затрат и рефинансирования задолженностей перед другими банками.

В 2005 году в состав «Рособоронэкспорта» вошел крупнейший автозавод в России «АвтоВАЗ». Ему государство также вынуждено помогать бесконечно и безуспешно. Впрочем, независимо от размеров помощи «АвтоВАЗ», остановив в августе конвейер и отправив 20 тысяч рабочих на общественные работы, переживает сейчас самые тяжелые времена за все время своего существования. Financial Times называет это предприятие «неэффективным чудовищем». По оценке президента Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, сейчас на крупнейшем отечественном автопроизводителе «назревает социальный взрыв».

А совсем недавно «Ростехнологии» получили долю в российско-монгольских СП – «Предприятии Эрдэнэт» и «Монголросцветмете», занимающихся добычей меди. Хотя до сих пор основными претендентами на участие в данных проектах считались компании, профессионально занимающиеся металлами – УГМК, РМК и «Норильский никель». Интересно, что в законе о ГК «Ростехнологии» говорится: госкорпорация «будет оказывать содействие разработке высокотехнологичной промышленной продукции, ее производству и экспорту». Как этим целям соответствует приобретение медных активов – не совсем понятно.

Супруга гендиректора «Ростехнологий» Екатерина Чемезова – основной владелец ООО «Кате», разработавшего автоматическую коробку передач для АвтоВАЗа. Сын Чемезова Станислав служит одним из директоров компании «АвтоВАЗэнерго», входящей в «Ростехнологии».

Неудачи преследуют и другие ГК. Так, например, Генпрокуратура инициировала проверку госкорпорации «Фонд ЖКХ» из-за доходов ее топ-менеджмента.

Всего ГК получили из федерального бюджета более 1 трл. рублей. При этом, чтобы заставить ГК оптимизировать издержки в период кризиса и вернуть часть денег в казну понадобилось распоряжение премьер-министра РФ Владимира Путина.

Полит.ру

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке