Российскую Конституцию предлагают обновить
Действующая Конституция должна быть заменена новой, учитывающей «исторически выработанные коды успешности», в частности «общинность, коллективизм и патернализм». Так считает группа авторов с кафедры государственной политики факультета политологии МГУ, разработавшая «научный макет» будущей Конституции. Презентация «макета» состоится сегодня при непосредственном участии заведующего кафедрой Владимира Якунина, который с 2005 года возглавляет ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Руководил группой разработчиков «макета» заместитель господина Якунина по кафедре и его же советник по линии РЖД Степан Сулакшин. Демократ первой волны теперь придерживается взглядов «центризма». Ведь политика, выстроенная на таких взглядах, как пояснил «Ъ» господин Сулакшин, не «имеет отношения ни к каким «измам»» (коммунизму, либерализму). Она всего лишь отвечает «исторически выработанным кодам успешности». Прошедшие 20 лет действия «ельцинской конституции» убедили профессора Сулакшина, что «коды успешности из цивилизаций западных стран» не ведут Россию к успеху. Ее коды успеха — это «общинность, коллективизм, патерналистская конструкция с акцентом на пирамидальное устройство». Все эти «коды» и должны быть расписаны в статьях Конституции через «базовые ценности», опираясь на которые российская власть, отечественная экономика и общество смогут значительно продвинуть страну «по тем 80 материальным показателям, от которых зависит успешность».
Обновленный с таких позиций «научный макет» отличается от действующего Основного закона с первой же строки преамбулы, где вместо нынешнего «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» сказано: «Мы, русский народ и все братские российские народы». Вместо «прав и свобод человека и гражданина» речь идет о «правах и обязанностях человека и гражданина». Причем эта глава в «макете» значится седьмой, хотя в действующей Конституции она — вторая. В «макете» вторая глава отведена под «Ценности России». А в отдельной статье этой главы перечислены все «высшие ценности России» в подпунктах от «а) единство, неделимость» до «ч) устремленность к творчеству». «Абсолютной высшей ценностью» названо «существование самой России — Родины народа России».
Главу о «ценностях» следует считать несущей в «макете». Он, с одной стороны, устанавливает, что «в России признается многообразие идеологий», а с другой — что «высшие ценности России формируют основу государственной идеологии, которая формируется и поддерживается государством». Особое воздействие в связи с этим испытает на себе Конституционный суд. При нем появится «Палата высших ценностей», которая будет оценивать «соответствие деятельности федеральных государственных органов, федеральных законов или обыкновений правоприменительной практики высшим ценностям России». Участие в деятельности этой палаты объявляется долгом каждого гражданина. При этом оговаривается, что «каждый человек в пределах требований высших ценностей России свободен жить по собственному усмотрению».
Степан Сулакшин называет проект «масштабной научной работой» и отрицает в нем хоть какие-то «признаки политического документа». «Если это лишь академические искания в области Конституции, то их можно только приветствовать»,— заявил «Ъ» член политкомитета партии «Яблоко» Виктор Шейнис, один из участников конституционного совещания, которое в 1993 году разрабатывало действующую Конституцию. Господин Шейнис признает, что вариант, разработанный под руководством Степана Сулакшина, «недемократичный и отражает консервативное направление конституционной мысли». При этом он напомнил, что месяц назад либеральный проект новой Конституции представила группа аспирантов Высшей школы экономики под руководством завкафедрой конституционного права Михаила Краснова. Правда, «яблочника» настораживает, что в презентации «жесткого консервативного проекта» будет участвовать «Владимир Якунин, который принадлежит к числу людей, близких к Владимиру Путину». Сразу два источника «Ъ» в окружении господина Якунина подтвердили вчера, что их шеф будет на презентации.
«Не исключено, что Кремль запускает пробный шар,— заявил «Ъ» завкафедрой права МФТИ, бывший депутат Госдумы и член СПС Борис Надеждин,— чтобы понять, как и какие слои общества отреагируют на возможность подобной реформы. Однако поменять действующую Конституцию можно лишь по предложению Конституционного собрания». Но закон, который устанавливает правила для его созыва, «до сих пор не принят», уточнил господин Надеждин — автор одного из двух законопроектов на эту тему, которые уже по десять лет «лежат» в думских архивах.
Впрочем, именно этими законопроектами займется в ближайшие дни Госдума. Неделю назад думский комитет по конституционному законодательству решил, что оба проекта следует отклонить. Глава комитета Владимир Плигин исходит из недавнего (9 апреля) заявления главы президентской администрации Сергея Иванова о том, что разработка проекта закона о Конституционном собрании «признана нецелесообразной». Единороссы уверены, что они всего лишь «расчищают архивы».
Но оппозиция обращает внимание, что «нецелесообразность» проектов была признана при президенте Медведеве. «А сейчас принятие такого закона под замену действующей Конституции на вариант Сулакшина было бы логичным шагом для власти»,— считает депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьев. Поэтому, по его прогнозу, «всем оппозиционным политическим силам придется многое сделать для совместной защиты Конституции».
Виктор Хамраев, Александр Панченко, kommersant.ru
Отправить ссылку на новость друзьям
Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке