Постепенно избавляемся от училищ?
Директор ПТУ о том, как хитрит департамент образования.
Этот феномен независимые СМИ окрестили массовым пробуждением совести. Дымовский, Васильева, Памфилова… Все эти люди наплевали на своё благополучие и карьерные перспективы для того, чтобы сказать главное.
Итак, в рамках массового пробуждения совести, о хамстве и пренебрежении краевого департамента образования рассказывает директор (бывший или действующий — непонятно) профтехучилища № 29 в Спасске-Дальнем Борис Слинько.
Без блата никуда
– Я являюсь директором профтехучилища № 29 с 1983 года. Обратиться в прессу меня заставило то, что я сейчас нахожусь в подвешенном состоянии. Я не знаю, являюсь ли я директором нашего учебного заведения. И если со мной не продлили контракт, почему меня убрали?
Для понимания. Училище строительное, в городе Спасске-Дальнем единственное. Пользуется авторитетом. Мы готовим газоэлектросварщиков, автомеханников (водители), поваров-кондитеров, года три готовим ребят из коррекционной школы на строительную профессию «Мастер отделочных работ». Ребята проходят практику в училище. И заведению ремонт, и детям практика. В октябре 2010 года мы стали переподготавливать рабочие кадры. В 2008 году переподготовили десять человек. В прошлом году уже выпустили 440 человек. В общем, учебное заведение сейчас развивается.
Проблемы возникли в 2005 году, когда нас, директоров, стали переводить на контракты. Раньше продлевали контракты без проблем. В 2009 году пошёл слух, что пенсионерам контракты не продлят. Мне тогда было 59 лет. На собеседовании в департаменте образования мне сказали: «Вам собираться никуда не надо, вы ещё года три поработаете, а когда вы подготовите себе замену, спокойно уйдёте».
Екатерина Черновицкая, заместитель руководителя Департамента образования ПК, сказала, что ко мне претензий нет. 5 октября 2009 года заканчивается контракт, нас официально предупредили, что мы будем уволены. Прошёл слух, что не всем подпишут контракты. Мы прикинули — кто пенсионного возраста, тому не подпишут.
19 октября появилось распоряжение Сергея Дарькина о назначении директоров. Две недели у училищ директоров не было. В списке не оказалось пенсионеров — это директора училищ во Владивостоке, Уссурийске, др. Люди, которым уже за 60 лет. Со мной контракт продлили всего на год. Я спросил: «Почему?» В департаменте ответили: «Надо лучше работать».
Как еще лучше? Мы выполнили план набора учащихся и перевыполнили план по внебюджетной деятельности. Каковы претензии к моей работе как директора — никто не объяснил. Но оказалось, что некоторым директорам-пенсионерам, которые сразу не попали в список, продлили контракты на три года. Это происходило без всяких на то оснований. Ходили слухи, что за них ходатайствовали главы городов и поселений. Поэтому тенденция, пенсионерам не подписывать контракты, начала ломаться.
Ситуация зависла
Год подождали. В прошлом году, в августе, как и до этого, взяли у меня заявление о приеме на работу директором. Я приехал в администрацию края, подписал документ, что я буду уволен по окончании контракта. Как всегда…
Тревог ничего не вызвало. В 2010 году у училища закончилась лицензия. Все лето администрация училища готовила соответствующие документы для получения новой лицензии. В сентябре мы ее получили по всем заявленным профессиям. На конец октября была назначена аккредитация училища. Она даёт право выдавать документы государственного образца.
У меня контракт закончился 19 октября, а 15 октября пришёл приказ за подписью заместителя руководителя департамента Виктора Станкевича о том, что необходимо провести аккредитацию училища 20-22 октября, то есть после окончания моего контракта. Для меня это означало, что мой контракт будет продлен. 20 октября я поехал во Владивосток за председателем комиссии Сидоренко С.А., чтобы привезти ее для проведения аккредитации.
Я сказал, что у меня закончился контракт. Она ответила: «Есть приказ согласно которому я работаю, и вы должны провести ее в установленные сроки». Мы провели все необходимые мероприятия 22 октября. Начальник отдела начального и профессионального образования Валентина Заворовская сообщила, что мой контракт не продлен. И документы находятся в департаменте.
Вера Кузнецова, директор департамента, находилась в отпуске до 2 ноября. Мне негласно дали понять: «Хорошо, если кто-то за вас похлопочет перед директором департамента». Коллектив ПУ-29 направил письмо за подписью председателя профкома и председателя совета училища на имя главы Спасского поселения Шумского В.Ф. Хотели написать Сергею Дарькину, но Шумский сказал: «Не надо выше головы прыгать, подождите».
Но в то же время Валентина Заворовская сказала: «Пока с тобой контракт не подписан, издай приказ задним числом и возложи свои обязанности с 20 октября на заместителя, а тебя пусть назначит на ее место. Приказ о том, что вам лично надо провести в училище аккредитацию, ошибочный и будет исправлен». Однако новый приказ так и не появился до сих пор. Раз этот приказ ошибочный, я ничего не делал.
В понедельник из департамента образования позвонила Заворовская и потребовала отправить по почте копию приказа. Опасаясь за продление моего контракта, я был вынужден издать такой приказ. Инспектор отдела кадров в училище, чтобы сделать с точки зрения закона правильную запись в трудовые книжки, обратилась в инспекцию по труду.
Ее спросили: «У вас есть подтверждающие документы, что директор всё это время работал?» – «Конечно, есть, Мы ведь проводили аккредитацию». Ей ответили,что в этом случае контракт является продленным на неопределенный срок. Лень Т.М., которую я назначил и.о директора, не имеет права подписать приказ о моём увольнении по окончании контракта, потому что новый директор должен быть назначен администрацией края. Ситуация зависла.
За что Дарькин невзлюбил пенсионеров?
Вышла из отпуска Вера Кузнецова — ни ответа, ни привета. Вообще, общение с директорами, которые пытались «плыть против течения», простое: «Не дёргайтесь. Будете дёргаться — заявление об увольнении — на стол».
Говорили, что есть негласное (а может, и официальное) распоряжение Сергея Дарькин о том, чтобы пенсионерам по мере возможности не продлевать контракты. Но на совещании в ПУ-24 в сентябре 2010 года Вера Кузнецова обяснила, что для продления важен не возрастной фактор, а нормальный микроклимат в коллективе. Я не мог передать свои финансовые полномочия (право первой подписи) заместителю который в то время был и.о. директора, поскольку не имел на это права. Эта неопределенность выбивала из колеи. Я решил обратиться за защитой к закону, подал заявление в суд по поводу моего восстановления. На это я получил звонок от госпожи Заворовской, которая предложила отозвать исковое заявление, иначе это будет борьба с ветряными мельницами, в которой я сломаю себе шею… В подтверждении этих слов 9 марта вышел на работу новый директор, который был назначен администрацией края еще 2 марта. 18 марта 2011 состоялся суд, на котором было вынесено решение об удовлетворении моих требований и восстановлении меня в должности директора.
Надо сказать, до решения суда коллектив училища находился, как на вулкане! Люди были в состоянии непонимания происходящего. Это сказывалось и на работе, и на состоянии работников. Коллектив боялся одного: что училище, единственное в Спасске, может просто перестать нормально готовить специалистов.
Почему решили избавиться от меня? Все прикрываются командой Дарькина. Якобы нужны молодые профессионалы. Но на данный момент, если в училищах края поменяли директоров, это привело к плачевным результатам. В Чкаловке поменяли, в Чернышевке, Чугуевке… В Чкаловке пришла новая директор, год проработала, ушла. Взяли кого-то со стороны. В Чугуевке и Чернышевке училища объединяют с 32-м училищем в Арсеньеве — и делают их филиалами.
Мне непонятно, какие ко мне претензии. По закону администрация имеет право увольнять, не объясняя причин. Но разве человек, отдавший 28 лет родному училищу, стране и краю не нужен? Нет закона, что нужно увольнять именно пенсионеров! Мне 61 год, а есть директора, которые значительно старше меня, им контракты продлены даже на три года. Не буду говорить про женщин, моих ровесниц.
Я давно заметил, что к училищу странное отношение. Например, мы смогли организовать практику для учащихся-строителей в нашем заведении. Дети отремонтировали корпус. Приехала опять же Заворовская, как «великий строитель», пояснила, что штукатурка лежит неровно, канализационная труба не того цвета… Зная, что это делали дети! Они учатся! Все благие начинания, которые происходят в училище, сводятся к поиску недостатков. Никакой поддержки!
За последние два года отпуск у меня был две недели, как и у других директоров училищ. В 2009 у нас был капитальный ремонт кровель. В 2010 — подготовка к лицензированию и аккредитации. Мы её провели без замечаний, но поступила команда: «Отпуск не более двух недель! Всем сидеть на работе».
Я сейчас думаю, мне потому не говорили, что контракт не будет подписан, что боялись: сорвётся лицензирование и аккредитация. Схитрили, смудрили… Сделал аккредитацию, а теперь иди отсюда.
После того, как мне не подписали контракт, в начале декабря пришло распоряжение: «Провести аттестацию работников училища 21-23 декабря», там стоит моя фамилия как директора, хотя непонятно, являюсь ли я им.
Я думаю, департамент не справился с объёмом работ, который на него свалился. Раньше было отдельное управление начального профессионального образования. Когда всех объединили, началась неразбериха. Наше училище в департаменте воспринимают, как школу. Не понимают всю сложность нашей жизни! Мы не школа! Мы даем не только образование, но и профессию, выпускаем продукцию, занимаемся внебюджетной деятельностью…
Рабочих больше готовить не будут?
В свете грядущих реформ молодой директор вообще может не справиться. Скорее всего, по новым стандартам в системе начального профессионального образования не будет полного среднего образования. Рабочий будет с девятью классами. А как же квалифицированный рабочий, модернизация страны?
С сентября должны внести новые стандарты. Раньше обучение было три года, теперь собираются сделать два года и несколько месяцев. Получается так, что теперь ребёнок будет заканчивать учёбу в начале семестра. Ломается структура отпусков, учебные планы, программу придётся переделывать под новые стандарты.
Сейчас никто не спрашивает, насколько это удобно нам и учащимся. Скорее всего, в начальном профессиональном образовании уберут общеобразовательные науки. На профессиональную подготовку, конкурентоспособность учащегося никто не обращает внимания. Директор девятого училища выступая по ТВ, заострил внимание слушателей на слабой материальной базе. В большинстве своем все училища старой постройки.
Мы сейчас имеем возможность закрывать бреши за счёт внебюджетной деятельности. Я вообще боюсь, что сейчас речь идёт о ликвидации начального профессионального образования! Каждая структура должна выполнять свои задачи. Мы должны выпускать рабочие кадры. Почему заостряется вопрос, что по окончании училища ребёнок должен поступить в вуз? С нами вузы стали работать, вводят ступенчатую подготовку.
А рабочих кто будет готовить? И ещё страшнее, что начальное профессиональное образование из нового закона об образовании вообще вычёркивается. Его, как структуры, наверное, не будет! В Москве этот эксперимент пошёл — лицеи, колледжи есть, а училищ как таковых нет. Название красивее, а как будут готовить…
Сейчас коллеги меня воспринимают как героя. Я ведь не побоялся бросить вызов департаменту образования и науки. Особенно это понравилось тем директорам, которых уволили в том году. Звонят, говорят: «Правильно, что обратился в суд, надо было и нам так сделать».
Но… говорят, что вряд ли я что-то добьюсь, только отношения испорчу. Что сейчас и происходит… Вновь назначенный директор пытался без причин уволить меня с работы как своего зама. Мне говорят: «Вас всё равно уволят».
В подтверждении этого назначается финансовая проверка. Я уверен, чтобы найти недостатки и нарушения, хотя документы суда о моем восстановлении департаментом получены. Но, наверное, решение суда ничего не значит для наших чиновников: им важнее убрать человека, а не исправлять свои ошибки. А нет человека — нет проблем… И, я думаю, заседание суда было не последним… Хотя я не оставляю надежды что победит здравый смысл!
P.S. (от редакции): Напрасно надеется Борис Николаевич на благоразумие. Одного из свидетелей уже заставляют подписать задним числом приказ о сложении с себя обязанностей. Также департамент образования подал кассационную жалобу в суд. Кроме того, покинула свой пост Вера Кузнецова. Окружение нашего героя считает, что причина ухода директора департамента — не справилась с ситуацией в училищах.
Отправить ссылку на новость друзьям
Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке