Три притчи (+18)

Однажды к Мастеру Вану пришли трое его детей, и каждый желал странного.

китайская притча

— Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю Сунь Ахуя из соседней деревни. Он такой… такой!.. он как Бьякуи из «Блича»!.. Я понимаю, ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если я приведу в дом Сунь Ахуя, и мы будем спать в одной кровати и сидеть у огня, держась за руки?..

— Папа, — потупясь, сказал средний сын. — Мне кажется, я пацифист и не могу даже смотреть на оружие, мясную пищу и чужие страдания. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне сильного воина, победителя и защитника, который прославится на всю Поднебесную, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если ты отмажешь меня от армии, и мы возьмем в дом нашего поросенка, которого мы откармливаем на Праздник Фонарей? Я назову его Пикачу, буду купать в теплой воде, повяжу на шею синий бантик, и мы с Пикачу будем кушать только растительную пищу!..

— Папа! — сказала любимая дочь Мастера Вана, Ма Сянь, водя изящной ножкой по глиняному полу. — Ты знаешь, я ведь молодая, красивая и умная девушка. Поэтому я хочу самореализоваться и пожить для себя. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне любящую жену, умелую хозяйку и заботливую мать своих многочисленных внуков, но… извини, внуков у тебя не будет. Ничего, если я уеду в город, стану там офисным работником, сделаю карьеру и стану чайлдфри? А по выходным я буду приезжать к тебе в дом престарелых на своем «Матисе» и куплю тебе замечательное кресло-качалку…

Мастер Ван уже открыл было рот, чтобы громко высказать детям все, что он о них думает, но так и не издал ни звука. «А нужно ли? — подумал он вдруг. — Да какое же я имею право решать за своих детей, как им жить, с кем спать, что есть, во что верить? Они же самостоятельные личности! Ну и что, что старшему всего семнадцать? Подумаешь, мне не нравится! Ничего, потерплю, зато дети мои будут счастливы! В конце концов, чем цивилизованнее человек, тем он толерантнее, так неужели я буду вести себя как дикарь?!»

— Хорошо, — устало сказал он, — живите как хотите.

…Прошло десять лет. Дети жили как хотели, а Мастера Вана просто за*бало.

Он пришел к соседу поделиться своим несчастьем и увидел, что Мастер Чжан сидит в беседке перед садом камней, пьет сливовое вино и курит свою любимую кривую трубочку.

— Как поживаешь, сосед? — спросил Мастер Ван. — Все ли в порядке? Что детишки?

Мастер Чжан неторопливо отпил из чашки и ответил:

— Старший сын женился на дочери уездного судьи. Они живут душа в душу, сын хорошо зарабатывает, у них в городе большой дом. Средний сын служит в императорской коннице на южных рубежах Поднебесной. Он начальник «длинной сотни» конников. Враги боятся его, как огня, друзья любят, подчиненные уважают, а начальники ценят. А дочь — что ж, вон моя красавица-дочь, ее любимый муж и пять моих внуков…

— Невероятно! — вскричал Мастер Ван. — Но разве десять лет назад твои дети, будучи молодыми, горячими и глупыми, не приходили к тебе, желая странного?!

Мастер Чжан степенно кивнул.

— Как же тебе удалось воспитать таких славных детей?!

— Я просто сказал им, что если не перестанут валять дурака, я пере*бу их лопатой.

С тех пор последователей Мастера Вана зовут «толерастами», а последователей Мастера Чжана — «шовинистами».

китайская притча

…Однажды Мастер Ван решил посадить рис на своей делянке. Но посевной материал и инструменты хранились в амбаре, а ключи от амбара были у Нефритового Чиновника. Мастер Ван пришел к нему, принес в дар откормленного гуся и сказал, униженно кланяясь:

— О сиятельный преждерожденный, да длятся дни твои бесконечно, да будет обилен твой стол и тучны стада!Прости, что беспокою тебя по столь вздорному вопросу, но только ты можешь мне помочь. Выдай мне ключи от общественного амбара, чтобы я мог посеять рис на своей делянке.

Нефритовый Чиновник, между нами говоря, был всего лишь письмоводителем шестнадцатого ранга. Но при виде беспрерывно кланяющегося Вана он напыжился, как павлин, и раздулся, как грозовая туча — ибо плох тот гандон, который не мечтает стать дирижаблем.

— Знай же, презренный, — прогудел он, глядя в сторону от Вана, — что я поставлен здесь не для красоты, но ради соблюдения Небесного Порядка и Вечной Гармонии, и у меня есть Инструкция! Вопрос, с которым ты ко мне пришел, просто так не решить, ибо во всем нужно соблюдать Ритуал. Принеси мне справку о том, сколько риса ты ежегодно сдаешь в казну, записи о рождении твоих детей с тремя копиями — выполненными непременно красной тушью и с печатью зеленого сургуча! — и напиши соответствующее прошение на имя Сына Неба. Я рассмотрю твою заявку — в течение тридцати дней, как предписывают Уложения — потом отправлю курьера в столицу, и при наличии в бюджете на этот год свободного семенного риса ты получишь требуемое еще в текущем полугодии. Ступай теперь и жди! А гуся попрошу остаться.

Долго ждал Мастер Ван высочайшего решения. Каждый день он приходил к Нефритовому Чиновнику, терпел унижения и слышал: заявка на рассмотрении… пакет на подписи у регистратора… пакет отправлен курьерской почтой… На самом же деле все бумаги мирно лежали под седалищем Нефритового Чиновника. А Нефритовый Чиновник пил чай, смотрел сверху вниз на мелко кланяющегося Вана и преисполнялся важности.

Наконец (прошел месяц, а может, и больше) он наполнился самодовольством по самую кисточку своей засаленной шапочки и решил, что его ЧСВ достаточно удовлетворено. Чиновник достал прошение Вана, измятое по форме его обширного седалища, торжественно поставил печать, не торопясь сделал запись в амбарной книге и величественно протянул Вану связку ключей:

— Возьми и радуйся! Только благодаря моему профессионализму и расторопности тебе удалось получить эти ключи так быстро. Ступай трудись, и помни мою доброту. Гуся оставь. Хороший гусь.

Радостный Мастер Ван скорей побежал к амбару. Но когда он откатил ворота, то увидел, что за время ожидания посевной рис погрызли мыши, инструменты покрылись ржой, а делянка пересохла. Закрыл Мастер Ван амбар и побрел к соседу поделиться своей бедой.

А Мастер Чжан сидел в беседке, смотрел на текущую воду, кушал рисовые колобки из молодого риса и запивал их рисовой водкой.

— Не может быть! — вскричал изумленный Мастер Ван. — Твоя делянка засеяна и зеленеет, в то время как я едва получил ключи от амбара! Скажи, разве чиновник не требовал от тебя заявление красной тушью с зеленой печатью?!

Мастер Чжан пыхнул своей кривой трубочкой и кивнул.

— Но как же тогда тебе удалось так быстро получить ключи?!

Мастер Чжан степенно отвечал:

— Я сказал ему, что если он сейчас же не откроет амбар, я пере*бу его лопатой.

…С тех пор последователей Мастера Чжана зовут «пробивными», а Мастера Вана — «терпилами».

китайская притча

….Однажды в гости к Мастеру Вану приехала тёща.

— Эээ, зятёк! — воскликнула она, подбоченясь. — Я смотрю, вы тут живете непонятно как! Ну ничего, теперь я научу вас уму-разуму!

И с этого момента жизнь Мастера Вана и его любимой жены Ма Линь превратилась в сущий ад. Что бы ни делал Мастер Ван и Ма Линь — все было плохо и неправильно. Если они чего-то не делали — это было еще хуже и неправильней. Правильно умела делать только тёща, но она сама ничего не делала, зато все время учила других.

Мастер Ван совсем было хотел пожаловаться уездному судье, чтобы прислали стражников и усмирили старую ведьму. Но тут он вспомнил уроки Мастера Чжана.

«А что?! — подумал он. — Чем я хуже своего соседа?!»

— Эй, тёща! — грозно вскричал он, встав посреди двора и подбоченясь. — Ну-ка бросай доводить меня и мою дорогую Ма Линь, не то пере*бу тебя лопатой!

Через полчаса приехали стражники и настучали Мастеру Вану по пяткам бамбуковыми палками за угрозу жизни жителя Поднебесной. А пока Мастер Чжан лежал на животе и страдал от несправедливости мира, пришло письмо от уездного судьи, где объявлялось, что тёща требует отдать ей половину рисовой делянки и две трети дома в компенсацию за моральный ущерб.

Кряхтя и охая, Мастер Ван пополз за советом к соседу. Мастер Чжан сидел в беседке и медитировал, не выпуская из зубов своей любимой кривой трубочки.

— Мастер Чжан! — воскликнул Мастер Ван, едва завидев его. — Мастер Чжан, у тебя ведь есть тёща?

Мастер Чжан с достоинством кивнул.

— И она — такая же старая ведьма, как моя?

Мастер Чжан снова наклонил голову.

— Но как же так?! — вскричал Мастер Ван. — Если ты угрожал пере*бать ее лопатой, как всегда делаешь, тебя бы наверняка затаскали по судам, как меня сейчас! Но я вижу, ты живешь в полном мире и согласии. Как же тебе это удалось?!

Мастер Чжан глубоко и скорбно вздохнул и ответил:

— Я не угрожал. Я пере*бал.

И указал своей кривой трубочкой на красивый длинный холмик неподалеку, густо поросший васильками и ромашками.

…И с тех пор Мастер Ван жил долго и печально, а Мастер Чжан — долго и счастливо.

китайская притча

автор — Глумов (Непальская домохозяйка)

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке