«Чародеи»: новогодней сказке для взрослых 30 лет

Премьера сказки состоялась 31 декабря 1982 года.

Как снимали «Чародеев»

СУЗДАЛЬ. Ночь. Кромешная тьма. И только небольшой участок земли, выбранный для съемок «Чародеев», ярко освещен софитами. Вдруг в черном небе появляется яркая точка и зависает над съемочной группой… «То, что это был не самолет и не вертолет, а какой-то неземной летающий объект, могут подтвердить десятки людей, — говорит второй режиссер «Чародеев» Юлия Константинова. — Девушки закричали, Саша Абдулов замер от неожиданности… Надо же — мы вызвали интерес у неземных цивилизаций! Жаль только, что снять «тарелку» не успели. В тот момент работала комбинированная камера, и, пока ее переставляли, объект улетел…»

«ЧАРОДЕЯМ» в минувшем году стукнуло ровно 30 лет, на протяжении которых без этой милой сказки для взрослых и детей не обходился ни один новогодний телеэфир. Главным магом и чародеем этого фильма можно назвать режиссера-постановщика Константина Бромберга. Это ему удалось пробить на телевидении (а картина снималась Одесской киностудией по заказу Центрального ТВ) сценарий Стругацких. Тогда у власти был еще Брежнев, а Стругацких, как и «Мастера и Маргариту», читали в самиздате, — говорит Юлия Константинова. — Но Бромберг, который за год до этого снял успешный фильм «Приключения Электроника», все же добился постановки «Чародеев». Хотя без ножниц все равно не обошлось. Вырезали большую часть роли говорящего кота, которого блистательно озвучил Георгий Вицин. Власти боялись, как бы у зрителя не возникло прямой ассоциации с булгаковским говорящим котом…»

Старт без главного героя

Роль Ивана мог сыграть Игорь Костолевский. Но режиссёр посчитал его слишком серьёзным для новогодней сказки, поэтому предпочёл более «лёгкого» Александра Абдулова. По велению начальства сниматься в картине начал Проханов. Режиссёр не терял надежды, что удастся отстоять кандидатуру Абдулова, просил оператора снимать Проханова со спины. В фильме так и мелькает иногда его спина.

В ПЕРВЫЕ дни «Чародеев» снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Виторган играет на трубе, а веснушчатая сестренка Вани задорно поет «Три белых коня», Абдулова заменяет дублер. Так называемые крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство (до этого они так же отвергли Михаила Боярского). Когда же его наконец одобрили, выяснилось, что актер не только играет в театре, ежедневно репетирует, но и снимается в четырех картинах одновременно. «Чародеи» были пятыми… Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

«Я вообще не знаю, когда спал Абдулов, — говорит Юлия Константинова. — При этом, что удивительно, усталость совершенно не отражалась на его лице, он был неутомим. Помню, однажды позвонил мне домой в один из редких выходных дней и говорит: «Юль, ты представляешь, сегодня на всех пяти фильмах нет съемок, я целые сутки свободен. Что мне делать?» У него выпал один свободный день, и он не знал, чем себя занять!»

Рассказывает Эммануил Виторган: «Ехали мы как-то с Абдуловым из Суздаля в Москву на его машине, а до этого пива выпили. Два поста ГАИ миновали спокойно, на третьем нас тормознули. И что вы думаете делает Абдулов? Выходит из машины с бутылкой и начинает пить…

— Что вы делаете? Как вы дальше поедете? — спрашивают ошалевшие гаишники.

— Да вот выпить захотелось. А дальше я и не собираюсь ехать, я здесь остаюсь, — отвечает наглый Абдулов.

До Москвы мы добрались на такси».

чародеи

Настоящая ведьма

Ирина Алфёрова Алёнушку могла сыграть прекрасно, но ведьмы в Ирине было маловато. На этом забраковали и других артисток — Елену Проклову и Елену Цыплакову, которые также проходили пробы.

НА РОЛЬ Аленушки пробовались многие популярные ныне красавицы-актрисы, но остановились на обаятельной Александре Яковлевой, известной к тому времени по фильму Александра Митты «Экипаж»: мила, стройна, красива. Но характер… «Характер у Саши был не простой, с ней не соскучишься, — делится с «Суперзвездами» Юлия Константинова. — Помню, Бромберг в самом начале съемок сказал: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли». Не трогала Саша только режиссера и главного оператора, потому что от них зависело, сколько ее будет в кадре и красивая ли она получится. Особенно Сашенька раздражала нас своим многочасовым гримом. Она начинала работать с гримером задолго до начала съемок, но все равно не успевала. Это могло свести с ума кого угодно, тем более актеров, которые так дорожат своим временем. Но упрекать Сашу за то, что она была так требовательна к своему лицу, нельзя. В конце концов все мы работали на результат, а для фильма требовалось, чтобы главная героиня была неотразима».

Валентин Гафт, игравший влюбленного в Алену Игоревну Сатанеева, в один прекрасный день не выдержал: «Все, мне это надоело! Сниматься с Яковлевой больше не буду!» Так и сделали: больше половины картины снимали отдельно Гафта, отдельно — Яковлеву, а соединяли их с помощью монтажа. На озвучание актеры тоже приходили порознь. Но в картине был один эпизод, где озвучивать отдельно было невозможно, и тогда режиссер решил рискнуть и пригласил Гафта вместе с Яковлевой. В конце работы Саша как ни в чем не бывало бросилась ему на шею, и они… расстались друзьями. «Ну почему она не сделала это хотя бы на несколько дней раньше? Это бы очень серьезно облегчило нам задачу», — досадовала съемочная группа.

«Лю-ю-ди! Кто так строит?»

СЕМЕН ФАРАДА как-то признался: «Я сыграл 130 ролей, а все помнят только две: «Уно моменто» и «Кто так строит?» У «гостя с юга» в сценарии «Чародеев» было всего пять фраз. Я поставил режиссеру Бромбергу условие, чтобы мой персонаж проходил через весь фильм. По ходу съемок мы много импровизировали, дописывали текст, и получилось, кажется, смешно…»

Место съемок, где заблудился герой Фарады, теперь начинают приписывать себе многие организации. Например, на сайте Института биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова написано: «С высоты птичьего полета контуры нашего здания напоминают фрагмент двухцепочечной спирали ДНК, в коридорах легко заблудиться… Именно поэтому институт был выбран для съемок фильма «Чародеи». Развеем слухи: Фарада блуждал не в стенах институтов, а в «Останкине». Все, кто хоть раз бывал на телецентре, знают, как там сложно отыскать среди сотен однотипных коридоров и коридорчиков нужный кабинет. Вот и режиссер Константин Бромберг наполнил личными впечатлениями об «Останкине» свою картину. Вообще большая часть съемок «Чародеев» проходила в останкинском зимнем саду. Изба со скатертью-самобранкой была сооружена в павильоне Киностудии имени Горького, уличные съемки шли в туристическом комплексе в Суздале, а все сказочные действа (проход через стены Абдулова и Виторгана, полет Саши Яковлевой на метле) отсняты на Одесской киностудии.

Звуки НУИНУ

Говорящего кота озвучивал Георгий Вицин. Работу сделал солидную, а в фильме осталось всего два возгласа: «Хам!» и «Ура!» Все 12 песен картины написали поэт Леонид Дербенёв и композитор Евгений Крылатов. «Три белых коня» за Аню Ашимову исполняла Лариса Долина. За Алёну Игоревну пели Жанна Рождественская («Только сердцу не прикажешь») и Ирина Отиева («Загадка женщины» и «Ведьма-речка»). Никого из певиц в титрах не указали, упомянув лишь ВИА «Добры молодцы» («Говорят, а ты не верь» и др.).

Где снимали Чародеев

Внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссёр фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нём и забрёл в часть здания, где обнаружил восьмипролётную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Внешний вид здания НУИНУ — московская гостиница «Союз». Банкетный зал, где происходила финальная часть фильма — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алёна, снимали в городе Пущино.

В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Была выполнена комбинированная съёмка: взяли здание гостиницы «Союз», и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Гибрид получился весьма удачным.

В Суздале снимался эпизод, как Иван проходит через стены. Съёмочная группа ожидала звёздной ночи. По воспоминаниям Семёна Фарады, когда началась съёмка, над съёмочной группой завис настоящий НЛО. Пока оператор Апрятин разворачивал стационарную камеру объективом вверх, объект исчез.

Где был Золотухин?

САМОЙ маленькой на съемочной площадке «Чародеев» была Аня Ашимова (теперь по мужу Гайдаш):

— Мне тогда было всего 8 лет. Ни родители, ни родственники к кино никакого отношения не имели. Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, стояла в коридоре в ожидании занятий. К нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино, и записала координаты. «Я буду сниматься в кино!» — заявила я дома, хотя еще ничего толком не было известно. Но я была уверена в себе. Потом прошла фото- и кинопробы. Хотя кинопробы мне никак не удавались. Надо было прочитать текст, в котором говорилось, что я вредная девчонка, плохо учусь… А я не хотела этого говорить, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки.

Для меня все было игрой. Это сейчас я понимаю, что вместе со мной работали знаменитости, а тогда я этого не осознавала. К Виторгану приставала: «Дядя Эмма, достань воробышка!» Михаил Светин привез мне подарок от своей дочери — целую стопку календариков. После этого я начала их коллекционировать. А вот Золотухина на съемках я вообще ни разу не видела и узнала, что он тоже снимался в фильме, лишь после просмотра «Чародеев». Абдулов, помню, всегда веселил съемочную группу в критические моменты. Все устанут, вымотаются, а он начинает рассказывать какие-то байки с хохлацким говором или анекдоты с грузинским акцентом. Народ похохочет, расслабится и опять за работу. А вот Екатерина Васильева казалась мне очень строгой дамой. Недавно мы встретились с Екатериной Сергеевной в зрительном зале перед спектаклем, я подошла к ней, представилась… Она очень обаятельная и добрая женщина.

чародеи

Чародеи 30 лет спустя

Половины актеров, снимавшихся в комедии, уже нет в живых. Гафт, Золотухин, Виторган остаются в строю. А вот судьбы женщин сложились очень по-разному. Екатерина Васильева, всесильная директор НУИНУ Шемаханская, в начале 90-х не ушла в монастырь, как до сих пор пишут, а стала послушницей одного из московских храмов и его казначеем. Время от времени, получив благословение, актриса снимается в кино, но основная ее работа – искать деньги на восстановление храма. Васильева шутит: если ей когда-нибудь задумают поставить памятник, то пусть изобразят ее с протянутой рукой.

Аня Ашимова, девочкой сыгравшая Нину Пухову, которая помогает брату снять заклятие с Алёны и поет «Три белых коня», по актерской дорожке не пошла. Окончила Академию управления, но поработать по специальности толком не успела: вышла замуж за однокурсника, родила сына и посвятила себя его воспитанию. Когда попытались связаться с Анной и узнать, чем она занимается сейчас, женщина говорить отказалась. Сначала ссылалась на рабочие совещания, а потом честно призналась: «Люди помнят меня маленькой – и прекрасно. Свое нынешнее занятие я афишировать не хочу». Одно можно сказать определенно: 9 января белокурой девчушке из «Чародеев» исполнится 40 лет.

Но самые крутые виражи судьбы – у Александры Яковлевой. Актриса несколько раз побывала замужем (известно о трех ее браках, один из которых – с тележурналистом Александром Невзоровым). В разгар перестройки она, как и Васильева, ушла из кино. Но не в веру, а в бизнес и власть. Работала председателем комитета по вопросам культуры и туризма Калининграда, была вице-мэром города. В ОАО «РЖД» занималась скоростным сообщением, а в 2011-м возглавила «Калининградскую пригородную пассажирскую компанию».

Этим летом Яковлеву избрали председателем калининградского регионального отделения партии «Яблоко». Осенью актриса и бизнес-леди баллотировалась в мэры, но с треском провалилась. Тем не менее настроена Яковлева решительно. Характера чародейке всегда было не занимать. Конечно, если бы в ее руках находилась ВП, было бы проще. А так, как говорил герой другой бессмертной комедии, всё «сама-сама-сама».

Цитатник

  • Кто так строит? Ну кто так строит?
  • Люди, ау!
  • Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
  • Главное – чтобы костюмчик сидел!
  • Кто сколько получает – это только бухгалтерия знает!
  • Вот она, жизнь холостяцкая. Некому даже к черту послать!
  • А что здесь такого? Он человек видный, свободный. Она тоже… хорошо одевается.

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке