Моногорода в опасности

Исследователи Российской экономической школы (РЭШ) и компании Ernst & Young развеяли главный миф о последствиях членства России в ВТО. Большая открытость российского рынка не станет катастрофой ни для одной из отраслей. Даже в самых чувствительных секторах падение не превысит 10%. Главные риски не отраслевые, а географические. В опасности моногорода, зависимые от производства неконкурентоспособной продукции.

Потребителей результаты исследования РЭШ и Ernst & Young должны порадовать. В среднесрочной перспективе уровень потребления в России вырастет на 0,5%, настолько же увеличится реальная зарплата квалифицированных рабочих. Неквалифицированным рабочим повезет меньше — их оклады вырастут всего на 0,1%. «От вступления в ВТО в большей степени выиграет труд, чем капитал. Так что вступление будет способствовать снижению неравенства доходов в России», — пояснила профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Выигрыш распределится неравномерно. Наибольший положительный «эффект ВТО» испытают работники Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где потребление вырастет почти на 1%. Рост на полпроцента ждет Новосибирскую область, северо-запад (Вологодская, Калининградская, Новгородская, Псковская области) и Северный Кавказ. Хуже всех придется жителям Тюменской области: им исследователи обещают падение потребления почти на 0,8%. Регионы, которые находятся на границах, выиграют больше всего, по мере движения в глубь страны, положительные эффекты снижаются, пояснила Волчкова.

С тех пор, как Россия официально подписала протокол о присоединении к ВТО, из разных секторов стали звучать панические заявления о том, что членство в организации убьет всю отрасль. О своей скорой смерти заявляли производители сельхозоборудования и сельского хозяйства в целом, обрабатывающей промышленности и производителя чая и кофе. Паникерам, да и все остальным рано себя хоронить, уверены экономисты.  «Главный миф о ВТО заключался в том, что для некоторых секторов экономики наступит катастрофа. Это исследование показывает, что этого не произойдет ни в одной отрасли. Даже в самой пострадавшей отрасли падение выпуска не превысит 10%», — настаивает ректор РЭШ Сергей Гуриев. Самое большое падение ждет обработчиков древесины и легкую промышленность (-7% и 4% соответственно). Зато выпуск цветных металлов вырастет на 14,5%.

Впрочем, совсем без потерь обойтись не удастся. Вступление России в ВТО драматическим образом скажется на моногородах. Речь идет о тех центрах, где производятся уязвимые в условиях ВТО товары. Если в обычных городах при закрытии одного производства работники могут перейти на другое, в местах с одним градообразующим предприятием такой возможности у свежеиспеченных безработных не будет.

В зону риска попадают больше двух десятков моногородов в разных частях страны. В Московской области это города Рошаль, Пушкино, Краснознаменск и несколько поселений городского типа. В Татарстане беспокойство исследователей вызывают города Менделеевск и Нижнекамск, В Дальневосточном федеральном округе – Дальнегорск, Мохсоголлох, Курильск и Арсеньев. Не пережить вступления в ВТО может и небезызвестный Пикалево, который во время кризиса спасал лично Владимир Путин.

В этот раз спасать нужно не города, а их жителей, уверены эксперты. «Очень важно, чтобы не было мер промышленной политики. Помогать нужно не отраслям, а населению», — объяснила Волчкова.  В первую очередь деньги нужно тратить на переобучение и переселение работников. Ведь пока неэффективные производства занимают сотрудников, растущим компаниям работников, наоборот, не хватает. При этом хорошо было бы реструктурировать градообразующие предприятия и приватизировать эффективные подразделения.

Во время кризиса власти уже пытались решить проблему моногородов. «В 2010 году на развитие моногородов планировалось выделить больше 200 млрд руб. Только 27 из них предполагалось потратить на конкретные проекты. Остальное — раздать на социально-благотворительные цели: ремонт дорог, строительство роддомов и т.д. Но проблема в том, что как ни пытались чиновники и высокооплачиваемые консультанты уговорить местные власти написать инвестпроекты, в итоге это получилось у единиц. Поэтому основная проблема российских моногородов не в финансировании, а в нежелании заниматься реальными инвестпроектами», — рассказывает председатель консультационного совета «Управляющей компании 1» Сергей Чернышев.

mn.ru

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке