Эксперт: Приморье загрязнено нечистотами

загрязнение, отходы, выбросы, отходыВ последнее воскресенье мая вся Россия отмечает день Химика — профессиональный праздник работников химической промышленности. По сложившейся традиции этот праздник отмечают и сотрудники Центра мониторинга загрязнения окружающей среды Примгидромета, ведь среди них многие работают химиками, изучая и анализируя для нас состояние загрязнения окружающей среды. В преддверии профессионального праздника мы встретились с гидрохимиком Лаборатории мониторинга загрязнения поверхностных вод суши Еленой Молокоедовой.

— Елена Александровна, прежде всего, позвольте, поздравить Вас с наступающим праздником. Расскажите, как Вы относитесь к празднованию Дня Химика?

— Спасибо за поздравление. Этот праздник один из самых главных для моих коллег по Центру, потому что это наш профессиональный праздник. Химия очень увлекательная наука, и кто к нам приходит, потом очень долго у нас работает. Например, Валентина Павловна Целищева (гидрохимик 2 категории) работает 51 год, я уже отработала 35 лет.

— Любите свою работу?

— Работа очень нравится. Каждый день оцениваешь качество поверхностных вод рек и озера Ханка. Благодаря нашей работе можно знать о состоянии каждой приморской реки и на протяжении длительного времени проследить ухудшается или улучшается качество вод.

— За 35 лет Вашей работы в Центре, как изменилось качество воды в реках, можно ли проследить какую-то динамику?

— В принципе можно. Если взять наше любимое озеро Ханка, то качество воды за последние годы существенно улучшилось. После того, как сократились площади под выращивание риса, она отчистилась от пестицидов, которые являются одними из самых тяжелых загрязняющих веществ этого озера, также появилось огромное количество рыбы. Что еще раз свидетельствует о чистоте воды.

— Как Вы думаете, что поспособствовало очищению?

— Дело в том, что у каждого водоема есть, так называемый, биологический ресурс. И этот ресурс работает на очищение. Часть вредных веществ осела в грунт, и они уже не наносят такого вреда как будучи растворенными в воде. А часть очистили микроорганизмы, гидробионты, водоросли, зоопланктон и так далее. Они, пропуская воду через себя, аккумулировали в себе все загрязняющие вещества, многие из которых не выводятся из организма.

— Но этот планктон потом ест рыба, а рыбу – человек…

— Это действительно проблема. В 90-е годы мы занимались определением тяжелых металлов в различных частях рыбы: в жире, в мышцах и гонадах. И сделали вполне определенные выводы, что наибольшее количество загрязняющих веществ, в том числе и тяжелых металлов, аккумулируется в жире и гонадах рыбы. Поэтому, делаем вывод: жирную рыбу есть не надо и икру употреблять в пищу тоже нежелательно.

Наш организм тоже некоторые металлы не выводит из себя. Он аккумулирует, например, кадмий в печени, вследствие чего, потом возникают всевозможные заболевания. Поэтому нужно проводит анализ скважин пробуренных на собственных дачных участках. Потому что 1/20 часть скважин в Приморье заражена кадмием. Необходимо ставить фильтры, и просто так воду из таких скважин пить нельзя. Железом загрязнена 1/10 часть скважин.

Я считаю, что здоровье человека, в большей степени зависит от той воды, которую он пьет.

— Елена Александровна, Вы знаете состояние всех наших рек. В какой реке Вы бы стали купаться?

— В реку Раздольную меня не загонишь, только при необходимости. А в реке Артемовке, например, можно искупаться. Никогда бы не стала в Рудной купаться, как и в Кневичанке. Еще раз повторюсь, только при необходимости, когда нужно зайти в реку и взять пробы. Делаем мы это в резиновых сапогах и потом обязательно моем руки. Потому что, к сожалению, в этих реках уже много лет мы фиксируем уровень максимально высокого загрязнения.

— Расскажите немного про уровни загрязнения вод?

— Реки подразделяются по классам качества воды, среди которых условно чистые, слабо загрязненные, загрязненные, грязные и очень грязные. К сожалению, у нас второго класса практически нет, но есть класс 3А – умеренно-загрязненные. Вот в них можно купаться, но таких рек тоже очень мало.

— Как Вы думаете, такая ситуация сложилась из-за жизнедеятельности человека?

— Да. В основном, загрязнение происходит из-за неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, которые напрямую сбрасываются в водоемы. Если это происходит постоянно и регулярно, река просто не успевает самоочищаться. Из-за этого идет регресс, гидробионты теряются или уходят из воды, река становится неживой. В числе таких рек Дачная в городе Арсеньеве, Кулешовка в Спасске-Дальнем. Это происходит, потому что все промышленные предприятия этих городов, сбрасывают практически неочищенные сточные воды.

— А можете вспомнить состояние водоемов, когда Вы только пришли на работу? Когда наступила эта загрязненность?

— Загрязненность была всегда. И если рассматривать ситуацию в целом, то она двояка. Часть водоемов очищаются, вода становится чище, но это незначительная часть. В последнее время выросло количество частных предприятий, которые ни за что не отвечают. Но сейчас государство взяло ситуацию в свои руки, теперь предприятия должны оформлять разрешение на водопользование. И если концентрации в сбросах вод выше предельно допустимых, то на эти предприятия накладывается административное правонарушение.

— Елена Александровна, расскажите, Вам помогают знания химии в повседневной жизни?

— Конечно. Во-первых, я никогда не буду пить воду из-под крана, и даже не стану пить всю ту воду, которая сейчас продается в магазинах, в том числе и минеральную. Потому что, я знаю, что некоторые из них вредны для здоровья.

— Как можно определить качество воды?

— В специализированных лабораториях, например, такой как наша. Для себя я могу на вкус определять, что есть, и чего нет в воде. Например, если вода «жесткая», значит в ней много кальция. Если чуть горьковатый привкус, то значит много магния. Достаточно сбалансированное количество магния и кальция хорошо влияет на сердечную мышцу, укрепляет ее, а если есть избыток – наносит вред. Хорошо, если есть фтор. А если в воде есть определенное количество бора, то это уже лечебная вода. Ее просто так пить нельзя, только при определенных заболеваниях и определенными дозами.

— Как вы пришли в химию и попали в Центр мониторинга?

— Я закончила химический факультет ДВГУ. После окончания химфака, я очень хотела работать на производстве, и пошла на завод Радиоприбор. В течение трех лет была технологом, но работа мне не понравилась, и я решила уйти. А в Центре мониторинга загрязнения окружающей среды работали многие мои однокурсники, и когда освободилось место, я пришла сюда. Хотя я очень сильно потеряла в заработной плате, я была довольна, работа оказалась мне по душе. Мне нравится сам процесс проведения химического анализа, получение результатов, их обработка, анализ полученных данных. Всегда сравниваю полученные результаты с предыдущими, и если они разнятся, то пытаюсь выяснить, почему так получилось. Нельзя бездумно делать механический анализ, удовольствие получаешь именно от того, что анализируешь и понимаешь: «да, вот это я объяснила и поэтому никакой ошибки в моем анализе нет». Я отвечаю за результат. И большинство людей у нас работают именно так.

— Что-нибудь пожелаете коллегам-химикам?

— Пусть в жизни все будет так, как они хотят. Зарплаты повыше, здоровья, успехов, удачи. И, конечно же, чистой воды, воздуха и почвы.

«Примгидромет»

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке