140 лет назад родился Владимир Клавдиевич Арсеньев, исследователь Дальнего Востока
В человеческой памяти Владимир Аресньев и его товарищ Дерсу Узала, герой книг писателя, остались образцом подлинного союза рас, душ и национальностей, идеалом гармонии цивилизации и стихии, залогом рождения Нового Человека, в котором гармонично сольются мудрость Востока и энергия русского Запада.
Арсеньева с юности звал Восток. В его душе кипели горячие гейзеры азарта познания, любопытство русского первопроходца. Окончив Петербургское юнкерское военно-пехотное училище, молодой офицер получил назначение в Польшу, но тут же подал рапорт о переводе на Дальний Восток.
В 1900 году капитан Арсеньев был командирован военным топографом во Владивосток, для топографии дикого Уссурийского края. Там и произошла его встреча с замечательной личностью — гольдом (нанайцем) Дерзу-Узалой, простым охотником. Пораженный совершенством гольда, Арсеньев воспел его образ во всех своих книгах: «По Уссурийскому краю» (1921), «В горах Сихотэ-Алиня» (1937) и «Дерсу Узала» (1923). Этот человек полностью слился с природой и сам жил как ее часть. «Надо только стать мудрой тишиной, сосудом ровной воды, иголкой на пихте, ухом оленя и ноздрями рыси, и тогда человек услышит шорох линяющей змеи, расслышит дальний бег волка по насту, заметит звериную тропу в лесном буреломе или почует в зимнем воздухе слабый запах дымка из яранги за несколько километров от зажженного очага…» — напишет потом Арсеньев.
После революции 1917 года неутомимый исследователь снова отправился из Петербурга на другой конец материка. Его научный вклад удивляет разнообразием — он был географом, этнографом, геологом, метеорологом, антропологом и, наконец, замечательным писателем. Арсесньев первым дал описание рельефа Приморья и впервые детально обследовал горную систему Сихотэ-Алиня, изучил быт и нравы коренных народностей, доказал что нанайцы, удэгейцы и орочи потомки одного древнего корня, нашел неизвестные прежде истоки самых крупных рек, выделил климатические зоны.
Став известным писателем и крупнейшим знатоком Дальневосточья, Владимир Арсеньев в 1930 году руководил сразу четырьмя экспедициями по изысканию трассы новой удобной железной дороги в Приморье. Но судьба подстерегла: это дело стало последним в его яркой, многотрудной жизни.
Биография
Родился в Санкт-Петербурге в большой семье железнодорожного служащего (в семье Арсеньевых было девять своих детей и десятая приёмная сирота-родственница).
Дед Гоппмайер Фёдор (Теодор) Иванович (1826—1866) родился в Германии, умер и погребён в Твери. Был управляющим в имении генерала Н. И. Ладыгина Алексейково. Бабка Аграфёна Филипповна (ок. 1826—1910) — дворовая девка генерала Ладыгина, из крепостных крестьян селения Алексейково; с 1856 года стала тверской мещанкой. В их браке (бракосочетание в 1856 году) был внебрачный сын Клавдий. Клавдий Фёдорович (11.03.1848 — 25.11.1918) родился в Алексейкове, крещён в церкви села Н. Самороково Весьегонского уезда Тверской губернии; по беспечности кровного отца не был усыновлён, поэтому фамилия ему дана по имени крёстного отца Арсения Тимофеевича и до конца жизни он остался Арсеньевым. Убит вооружёнными грабителями (ими оказались жители села Батурина) в ночь с 24 на 25 ноября 1918 года на хуторе Дубовщина около села Батурина Черниговской губернии, где с 1913 года, вышедший в отставку, жил с семьёй.
В 1892 году В. К. Арсеньев поступил в Петербургское юнкерское пехотное училище. Одним из преподавателей училища был брат известного путешественника Г. Е. Грум-Гржимайло, который смог заинтересовать Володю Арсеньева географическими исследованиями, обратив его внимание на Дальний Восток.
После окончания учёбы в 1895 году Арсеньев получил назначение в Польшу. В 1900 году по личной просьбе он был переведен во Владивосток.
C 1900 года В. К. Арсеньев состоял членом Общества любителей охоты, с 1903 года — действительным членом Общества изучения Амурского края.
Первые свои экспедиции (1902—1907) Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съёмки, но он попутно собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, о народах, населявших эти места. В 1906 году Арсеньев исследовал Зауссурийский край к северу от залива Святой Ольги в системе истоков реки Уссури, причём Сихотэ-Алинь был пройден 9 раз. В 1907 году работы 1906 года были продолжены (исследован бассейн реки Бикина и побережье, Сихотэ-Алинь был пройден 4 раза).
В 1908—1910 годах Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществил исследования Северного Приморья: северная часть Уссурийского края от побережья Татарского залива до Амура и низовья Уссури; Сихотэ-Алинь был пройден 7 раз. В экспедициях Арсеньева этих лет принимали участие ботаники Н. А. Десулави и Н. А. Пальчевский; ботанические сборы их и Арсеньева были переданы для обработки Д. И. Литвинову и И. В. Палибину. Обобщённый материал, полученный в ходе этих экспедиций Арсеньева, — «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края», был издан в двух томах в 1911—1912 годах.
Результатом этих экспедиций явились богатые содержанием многочисленные труды, написанные литературным языком, много раз переиздававшиеся: «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923). Впоследствии обе книги были выпущены в одном томе под названием «В дебрях Уссурийского края» (1926) и выдержали несколько изданий. Эти книги вышли и на иностранных языках.
В 1909 году В. К. Арсеньева избрали действительным членом Императорского Русского географического общества (ИРГО). Рекомендации ему дали секретарь ИРГО А. А. Достоевский и действительный член этого общества ротмистр А. Н. Гудзенко.
В 1917 году Арсеньев совершил экспедицию в хребты Быгин-Быгинен и Ян-де-Янге. С 1918 по 1926 год Арсеньев ездил на Камчатку (долина реки Камчатки, в 1923 году подымался на Авачинскую сопку) и в Гижигинской уезд (1922), а в 1927 году совершил большую экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск, описанную в книге «Сквозь тайгу» (1930).
С приходом большевиков к власти Арсеньева постоянно допрашивали чекисты. Его подозревали в шпионаже. Арсеньева оклеветал некий Липский, который для этого сначала втёрся к нему в доверие[1]. После этого Владимир Клавдиевич даже подумывал о побеге в Китай: «Моё желание — закончить обработку своих научных трудов и уйти, уйти подальше, уйти совсем — к Дерсу!»
Однако 7 января 1930 год он подписал договор с правлением Уссурийской железной дороги, принял на себя обязанности начальника бюро экономических изысканий новых железнодорожных магистралей и стал начальником одновременно четырёх экспедиций, направлявшихся в районы предполагаемых железнодорожных линий.
19 июля 1930 года он выехал из Владивостока в низовья Амура для инспектирования экспедиционных отрядов (органы государственной безопасности позже записали: «Отправился формировать шпионскую сеть»). В этой поездке Владимир Клавдиевич слегка простыл. 26 августа он вернулся домой. Его болезненное состояние не укрылось от близких, но он отказался сходить к врачу и принялся за отчёт о командировке. Ночь с 3 на 4 сентября была для него последней. Он не смог уснуть, метался в бреду, просил усадить в кресле. Врач, вызванный за два часа до смерти Владимира Клавдиевича, нашёл его состояние не внушающим опасения. 4 сентября Арсеньев умер от воспаления лёгких.
Похоронен на военном кладбище на полуострове Эгершельда (Владивосток). В связи с ликвидацией военного кладбища был перезахоронен на Морском кладбище Владивостока.
Во время сталинских репрессий многие единомышленники В. К. Арсеньева были арестованы. Такая же участь постигла вдову путешественника Маргариту Николаевну Арсеньеву. Её под давлением заставили признаться в клевете. 11 февраля 1935 года открылось заседание Военного трибунала Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, М. Н. Арсеньеву спросили о секретном докладе: «Да, мой муж действительно писал доклад о Японской агрессии на ДВК, — подтвердила она, — и передал его бывшему председателю крайисполкома Крутову. Кажется, он посылал его и в Москву. После смерти Владимира Клавдиевича уполномоченный НКИД Гейсман просил, чтобы я поискала в архивах мужа, нет ли там черновика или каких-нибудь экземпляров этого доклада. Его надо было сдать, так как он секретный».
По иронии судьбы покойного В. К. Арсеньева посчитали главой японской разведки в России. Его архивы пропали, в том числе бесценная рукопись «Страна удеге», которую он писал всю жизнь. Его подозревали в сговоре с китайцами и японцами, хотя он по заданию тех же чекистов написал книгу-исследование «Китайцы в Уссурийском крае».
Маргарита Арсеньева расстреляна 21 августа 1938.
Память
- Именем Арсеньева назван город Арсеньев на Дальнем Востоке, ледник на северном склоне Авачинской сопки.
- В Приморском крае в память об Арсеньеве названа река Арсеньевка (бывшая Даубихе)
- Его именем названа центральная улица посёлка Кавалерово (Приморский край).
- Дом Владимира Арсеньева во Владивостоке сейчас является музеем, открытым для публичного посещения.
- В 1990 году имя Владимира Клавдиевича Арсеньева было присвоено пассажирскому теплоходу — флагману Амурского речного пароходства.
- Бюст установлен в музее геологии МГУ.
- В честь Арсеньева назван представитель бокоплавов, обитающий в источниках долины реки Хор, — Crangonyx arsenjevi.
- В память об Арсеньеве названы род травянистых растений Арсеньевия (Arsenjevia Starod.) из семейства Лютиковые, включающий пять видов, и один из видов мятлика — Мятлик Арсеньева (Poa arsenjevii Prob.), найденный в 1984 году в верховьях ключа Белого (бассейн реки Рудной) возле посёлка Краснореченский Дальнегорского района.
Научный вклад
- География: дал описание рельефа Приморья и впервые детально обследовал горную систему Сихотэ-Алиня.
- Этнография: рассказы о быте и нравах коренного населения Дальнего Востока.
- Гидрография: нашёл неизвестные истоки самых крупных рек Приморья и получил первые сведения об их глубинах, режимах течения.
- Метеорология Приморья: выделил две зоны с резко непохожим климатом и разделил их на подобласти с определёнными характеристиками.
Также изучал зверей, птиц, рыб и растения Приморья. Доказал, что нанайцы, удэгейцы, орочи — потомки древнего и исконного населения Дальнего Востока и Сибири.
Книги
- По Уссурийскому краю
- Дерсу Узала
- В горах Сихотэ-Алиня
- Сквозь тайгу
- Китайцы в Уссурийском крае
- В кратере вулкана
- Дорогой хищник
- Искатели жень-шеня
- Быт и характер народностей Уссурийского края
- Страна Удеге (исчезнувшие рукописи)
«Дерсу Узала» впервые экранизировал Агасий Бабаян в 1961 г. Спустя 14 лет Акира Куросава снял по мотивам этого произведения Арсеньева одноимённый фильм, который принёс японскому режиссёру премию «Оскар».
В 2007 году Издательство «Краски» выпустило в свет первое полное (не сокращённое) собрание сочинений В. К. Арсеньева по текстам дореволюционных прижизненных книг автора. Все вышедшие до этого труды Арсеньева были сильно сокращены советскими цензорами.
Отправить ссылку на новость друзьям
Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке