Параскева Грязнуха, Параскева Пятница
27 октября Дата по старому стилю: 14 октября
В этот день отмечается память святой Параскевы Сербской, жившей в 11 веке. Параскева родилась в городе Епивате на берегу Мраморного моря в той же семье, что и святитель Ефимий, епископ Мадитоса. После смерти родителей девушка раздала полученное наследство бедным и отправилась в Константинополь, где приняла монашеский постриг. Позже, совершив паломничество в Святую землю, она поселилась в Иорданской долине, а за два года до смерти вернулась домой, где и скончалась. Согласно житию, чудесно обретенные мощи Параскевы прославились многочисленными чудесами, которые творились рядом с ними.
На Руси Параскеве дали неласковое прозвище — Грязнуха. Этим святая должна быть обязана сырой погоде и слякоти, которые обычно сопровождали день ее памяти. «На Грязнуху не бывает сухо», — говорили в народе. По количеству грязи судили о том, когда наступит зима. Если распутица столь велика, что отпечаток лошадиного копыта тотчас заливается водой, значит, до зимы осталось четыре недели. Кроме того, большая грязь сулила обилие дождей весной.
Были у Параскевы и другие прозвища — Льняниха, Трепальница. В этот день хозяйки начинали трепать и мять лен. А вот прясть и стирать на Параскеву не рекомендовалось, хотя вполне можно было шить. В некоторых районах святую почитали как покровительницу всякой женской зимней работы. Если день памяти святой выпадал на пятый день недели, справляли особый праздник — Параскеву Пятницу. Этому имени соответствовал образ высокой, худой женщины с длинными волосами.
Особое внимание на Параскеву Пятницу уделяли роженицам и беременным женщинам. Считали, что их оберегает сама святая. Чтобы не прогневить Параскеву и не лишиться ее помощи во время родов, беременные женщины старались не расчесывать волосы по пятницам.
Также говорили, что кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.
Пятница — день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы — Фрее, славяне — св. Параскеве
Культ св. Параскевы Пятницы, сформировавшийся у восточных славян после принятия христианства, восходит к языческому почитанию персонифицированного образа Пятницы (Параскева, греч. παρασκευή – «пятница») и, наряду с народными культами Николы и Богородицы, имеет исключительное значение для традиционной культуры.
Особое отношение к этой святой отразилось в специфике ее иконографии и в представлениях об изображениях Параскевы. Так, на старых севернорусских иконах встречается изображение лика св. Параскевы на обороте иконы Божьей Матери, что свидетельствует о равной степени почитания обеих. Соединение их в одном образе встречается в духовном стихе о милостивой жене:
Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица.
Подобно иконам св. Николая, иконы Параскевы Пятницы могли в принципе считаться чудотворными. В сравнении с изображениями других святых показательным является также распространение резных икон св. Параскевы, как и икон св. Николая. В случаях с обоими святыми исследователи возводят почитание их скульптурных изображений к языческой традиции поклонения идолам. В этой связи знаменательно, что в определенных случаях именно резным образам Параскевы Пятницы, как и Николы, отдавалось предпочтение перед обычными иконами. Любопытно также еще и то, что в некоторых местах раскрашенные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николая Угодника, которые ставили в церквях в особых шкафчиках, в народной среде объединялись под общим названием «пятниц».
Храмы во имя святой Параскевы издавна назывались Пятницами. Такое же название имели небольшие придорожные часовенки на столбах, кресты, а в древние времена – столбы с изображением св. Пятницы, которые устанавливали на распутьях и перекрестках дорог и считали священными. Сами перекрестки тоже носили названия «пятниц»: около них встречали и до них провожали родных и знакомых.
В традиционном сознании Параскева Пятница представлялась в образе красивой девушки или молодой высокой худощавой женщины. Особенность ее роста отразилась в сложившемся в народной среде обычае называть высоких женщин «долговязой пятницей». Отличительными чертами народного образа Параскевы Пятницы были также длинные распущенные волосы и белая одежда – сорочка, плахта, шушпан. Нередко ее могли представлять вовсе нагой. Все эти характеристики сближают Пятницу с образом русалки. В этой связи показательно, что в украинской быличке Пятница изображается в виде женщины «на гусячьих ногах», с огромными грудями, которые она забрасывает за спину – эта черта часто приписывается русалке.
Не секрет, что Параскева переняла многие черты дохристианского культа богини Мокоши. С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, так как эта святая была покровительницей женщин и их занятий. Крестьянки повсеместно считали ее «бабьей святой» – своей заступницей, а праздники Параскевы Пятницы получили название «бабьих», или «женских».
Прежде всего, Параскева была покровительницей прядения и прях. Отсюда широко распространенное именование св. Параскевы «льняницею». Эта функция была унаследована христианской святой от языческой Мокоши. Согласно сложившейся в народе традиции, на Парасковию-льняницу (14/27 октября) начинали мять и трепать лен.
На Украине был известен обряд принесения в жертву Параскеве Пятнице кудели или пряжи: предметы женского рукоделия бросали в колодец, полагая, что таким образом жертва дойдет до святой. Показательно, что этот обряд, исполнявшийся еще в XIX веке, носил название «мокрида», которое так же, как и имя языческой покровительницы прядения Мокоши, имеет общий корень со словами «мокрый», «мокнуть».
Соответственно сфере покровительства Параскевы Пятницы основные запреты в пятницу распространялись на прядение, тканье, шитье, вышивание и на многие другие женские рукодельные и домашние работы. По пятницам существовали также ограничения на мужские работы. Так, нельзя было пахать и боронить землю, что отчасти отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Этот запрет, возможно, объясняется влиянием архаичного культа Земли на народные представления о св. Параскеве Пятнице.
Св. Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака. В день Покрова Богородицы девушки обращались к Параскеве Пятнице с просьбами о ниспослании жениха, близкими по форме к приговорам, адресованным к Покрову: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее», «Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее!»
Отправить ссылку на новость друзьям
Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке