Украденный МиГ
6 сентября 1976 года с авиабазы Чугуевка (Дальневосточный военный округ) стартовал перехватчик МиГ-25П с бортовым номером 31, пилотируемый лейтенантом Виктором Беленко. Вылетел Беленко с советского аэродрома, а приземлился почему-то в аэропорту японского города Хакодате. Угонщик так торопился в страну Восходящего солнца, что по пути чуть не столкнулся с пассажирским «Боингом», да и посадку провел не очень успешно — перехватчик вынесло на грунтовое поле.
Советский Союз отреагировал мгновенно, заявив, что пилот просто заблудился, после чего выступил с требованием вернуть летчика и самолет обратно в «родные пенаты». Однако Беленко домой явно не торопился. Он заявил, что сознательно перелетел в Японию, потому что «любит Запад и желает навсегда поселиться в США».
До сих пор не ясно, был ли Беленко спонтанным угонщиком, или его завербовали задолго до побега. Следователи, занимавшиеся «делом» бывшего лейтенанта склонялись к тому, что угон самолета был спланирован заранее и не без помощи западных спецслужб.
Как бы там ни было, а факт остается фактом: МиГ-25П, согласно классификации НАТО, известный как «летучая лисица», оказался в руках потенциального противника, где и «завис» почти на месяц. Около сотни японских и американских экспертов разобрали самолет до винтика, сняли все возможные данные, взяли образцы стекла и металла, провели многочисленные измерения и только после этого вернули самолет обратно в СССР.
Передача угнанного МиГа советской стороне не обошлась без «фокусов». Для начала правительство СССР потребовало компенсацию за ущерб, нанесенный самолету. Японцы удивительно быстро согласились с этим условием, однако, ссылаясь на то, что теперь им «некогда возиться с чужим добром», настояли на проведении оценки в течение одного дня. Ход их мыслей был понятен. МиГ прибыл на советское судно полностью разобранным и по-японски тщательно упакованным в 13 контейнеров.
Однако японцы просчитались. Все контейнеры были вскрыты через несколько часов, детали самолета аккуратно разложены по палубе, а уже к вечеру представитель советского МИДа, сдерживая ядовитую улыбку, вручил противоположной стороне счет на 11 миллионов долларов. Единственное, чем смогли ответить японцы — выставить ответный счет за поврежденные самолетом при посадке антенны аэропорта.
Дальнейшая судьба угнанного и возвращенного МиГа сложилась незатейливо: его не стали полностью восстанавливать, собрали то, что есть, покрасили и отправили в одно из авиационных училищ в качестве наглядного пособия.
Отправить ссылку на новость друзьям
Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке