Смерть символа российской олигархии эпохи 90-х Березовского

Борис Абрамович Березовский

Борис Березовский, чье имя стало ярким символом негативного, а иногда даже и преступного влияния крупного российского бизнеса на власть в 1990-е годы, в субботу умер в Великобритании. Березовский был найден мертвым в своем доме в графстве Суррей на юге Англии. Причиной смерти стала остановка сердца.

Человек, который в конце прошлого века приобрел славу «крестного отца Кремля» за свое умение решать политические и бизнес-вопросы с использованием властного ресурса, мастер хитроумных политических комбинаций, обладатель острого и проницательного ума, перед смертью уже не обладал былым политическим и финансовым влиянием, а информационный фон вокруг него в последние годы определялся скандалами с дележом активов и неудачными судебными разбирательствами с его бывшими деловыми партнерами.

Березовский: конец эпохи 90-х >>

Главной политической целью последних 12 лет своей жизни он называл отстранение от власти президента России Владимира Путина, хотя в 1999-2000 годах именно Березовский был одним из тех, кто работал на победу Путина на выборах президента. До последних месяцев своей жизни он в публичных выступлениях продолжал критиковать Путина за его политический курс и даже объявлял денежные премии за его арест. Однако, как сказал сразу после сообщений о смерти олигарха пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, за два месяца до кончины Березовский написал письмо Путину, в котором просил у него прощения и возможности вернуться на родину, в Россию, которую он покинул в 2000 году.

Типичный ученый, выдающийся предприниматель и пионер crowdfunding-а

Карьера Березовского до начала 1990-х развивалась вполне типично для представителя советской научной среды. Родившись в Москве в 1945 году, в конце 1960-х годов Березовский, математик по образованию, стал заниматься проблемами систем управления, в 37 лет защитил докторскую диссертацию, в 45 лет стал членом-корреспондентом Академии наук.

Новые возможности, открывшиеся в конце 1980-х годов с либерализацией экономического режима в СССР, не оставили равнодушными Березовского. В 1989 году он, благодаря своим личным контактам с руководителями советского автогиганта ВАЗ, становится директором совместного предприятия «ЛогоВАЗ», которое сначала стало зарабатывать на колоссальной разнице между официальной и рыночной ценой на «Жигули» в СССР, а потом на разнице в налогообложении продаж автомобилей внутри России и за рубежом, наладив массовый «реэкспорт» российских автомобилей обратно в Россию. Позже «ЛогоВАЗ» стал одним из крупнейших дилеров ВАЗ в стране, а затем стал представлять интересы иностранных автомобильных концернов в России — прежде всего, Mercedes.

Березовский также стал одним из пионеров в России явления, известного ныне как crowdfunding («финансирование массами»). Именно по его инициативе был создан Автомобильный всероссийский альянс, который объявил в начале 1990-х массовый сбор стремительно обесценивавшихся денег у населения по всей стране на «народный автомобиль». Вкладчикам альянса был обещан автомобиль по очень привлекательной цене. Однако ни автомобиля, ни денег вкладчики так и не увидели.

Борис Абрамович Березовский

Заложив основу своей финансовой империи, Березовский стал активно «играть» в политику. Позже он объяснял свое стремление добиться политического влияния желанием напрямую влиять на инвестиционный климат в стране, поскольку видел линейную зависимость между стоимостью своих активов и состоянием политической среды.

Бывший руководитель службы безопасности президента и давний недруг Березовского Александр Коржаков в своей книге так описывал рост вхождения во власть Березовского: после того, как Валентин Юмашев, будущий глава администрации президента, а тогда один из доверенных лиц и литературный помощник Ельцина, в конце 1993 года закончил подготовку очередной книги воспоминаний Ельцина, возникла необходимость их напечатать.

«Валентин все преподнес так, будто выпустить в свет произведение Ельцина — это если не подвиг, то уже самоотверженный поступок наверняка, и способен на него только Борис Абрамович. Юмашев пригласил Березовского в Кремль и там познакомил его с Борисом Николаевичем. Надо отдать должное Березовскому — книгу быстро и качественно отпечатали в Финляндии. Так этот бизнесмен втерся в окружение Ельцина», — пишет Коржаков.

Близость к Кремлю позволила Березовскому стать одним из допущенных к залоговым аукционам в 1995 году — серии приватизационных сделок, в результате которых несколько крупнейших российских предприятий — прежде всего, нефтяных и металлургических, — достались избранным финансовым группам. Группе Березовского досталась компания «Сибнефть», ставшая настоящим бриллиантом в его короне.

Березовский также участвовал в целом ряде других проектов. В частности, он утверждал, что его роль была ключевой в создании объединенной алюминиевой компании в России, что положило конец алюминиевым войнам, сотрясавшим Москву и Сибирь в середине 1990-х годов.

Кроме того, Березовский проявлял интерес к компании «Аэрофлот». Однако это в итоге стало причиной уголовного преследования: российские власти посчитали, что Березовский через своих доверенных лиц попытался приватизировать финансовые потоки авиаперевозчика без формальной приватизации, что нанесло финансовый ущерб интересам государства. В итоге в 2007 году после нескольких лет разбирательства Березовский был заочно приговорен к шести годам лишения свободы.

Сам Березовский никогда официально не объявлял ни стоимости, ни объемов своих активов, туманно говоря, что они составляют несколько миллиардов долларов. Однако различные рейтинги олигархов регулярно относили его к числу богатейших людей России. Лишь в 2010 году он выбыл из почетного списка российских миллиардеров. А в последние месяцы его жизни пресса пестрела сообщениями о том, что предприниматель вынужден распродавать свои активы, включая недвижимость, автомобили и предметы искусства, чтобы расплатиться с долгами перед партнерами, судами и бывшими женами.

Политик…

Политическое влияние Березовского несколько раз конвертировалось в различные государственные должности: заместитель секретаря совета безопасности в 1996-1997 годах, исполнительный секретарь СНГ в 1998-1999 годах, депутат Госдумы в 1999-2000 годах.

Будучи заместителем секретаря совета безопасности, он активно принимал участие в политических переговорах между властью и сепаратистами на Кавказе в первую чеченскую кампанию и считается одним из авторов Хасавюртовских соглашений, которые положили окончание активной фазе боевых действий на территории Чечни.

Пост замсекретаря совета безопасности он потерял после того, как блокирующий пакет телекоммуникационного холдинга «Связьинвест» достался финансовой группе, против которой играл Березовский, в результате чего в России началась война компроматов, известная как «первая олигархическая война».

Инициатором увольнения Березовского стал Анатолий Чубайс, который тогда занимал пост первого вице-премьера по финансам и курировал финансовый блок. Первый президент России Борис Ельцин в своих воспоминаниях так описывал его разговор с Чубайсом по поводу увольнения Березовского: «Я смотрел на них и вспоминал, как всего год назад Анатолий Борисович приходил ко мне и убеждал в том, что Березовского надо назначить заместителем секретаря совета безопасности. Он говорил, как важно таких умных, пусть даже и сложных, неординарных людей, как Березовский, приглашать работать во власть. Я тогда с ним согласился».

Считается, что пост заместителя секретаря совета безопасности стал своеобразной «благодарностью» Кремля за то, что Березовский фактически выступил примирителем различных олигархических кланов, известных как «семибанкирщина». В январе 1996 года в Давосе на неформальной встрече, организованной Березовским, крупнейшие предприниматели России договорились оставить в стороне финансовые разногласия ради победы на выборах президента Ельцина как единственного гаранта сохранения их капиталов и недопущения победы коммунистов. Кроме того, Березовский был активным драйвером предвыборного штаба Ельцина.

«Я никогда не любил и не люблю Бориса Абрамовича. Не любил за самоуверенный тон, за скандальную репутацию, за то, что ему приписывают особое влияние на Кремль, которого никогда не было. Не любил, но всегда стремился держать его где-то рядом, чтобы… не потерять, — писал в своей последней книге мемуаров Ельцин. — Да, Березовский — несомненный союзник. Причем давний, проверенный союзник президента и демократических реформ вообще. Но союзник тяжелый…»

Второй официальный приход Березовского во власть стал результатом его договоренностей с главами стран СНГ, которые на одном из саммитов в 1998 году предложили назначить предпринимателя исполнительным секретарем СНГ. Проработав на этой должности около года, он потерял пост, в том числе и из-за конфликта с тогдашним премьер-министром Евгением Примаковым, которого Березовский подозревал в желании обеспечить стране «красный» реванш.

В этот же год Березовский принял участие в избирательной кампании в Госдуму и избрался от одномандатного округа в Карачаево-Черкесии. Он также активно принимал участие в формировании провластного избирательного блока «Единство», который стал противовесом стремительно набиравшему популярность оппозиционному Кремлю объединению части региональных элит вокруг Примакова и мэра Москвы Юрия Лужкова «Отечество — вся Россия».

Однако проработав в Думе менее года, Березовский сначала сложил с себя депутатские полномочия, а затем и вовсе уехал в Лондон, где получил политическое убежище и британские документы на имя Платона Еленина. Одно из объяснений гласит, что имя Платон было выбрано из-за того, что так зовут олигарха, прототипом которого является Березовский, в романе его друга и делового партнера Юлия Дубова «Большая пайка», а фамилия является производным от имени его жены.

Березовский объяснял свой отъезд разногласиями с Путиным, которого он вначале, безусловно, поддержал, а затем увидел, что новый президент ведет Россию по неправильному пути.

Политологи объясняли бегство Березовского тем, что на свои попытки сохранить влияние на принятие решений в Кремле он получил слишком жесткий отпор и в результате был вынужден продать все свои активы своему бывшему деловому партнеру Роману Абрамовичу, сохранившему лояльность Кремлю, а самому бежать из страны, опасаясь уголовного преследования.

Предчувствия его не обманули: Березовский и его партнеры стали фигурантами множества уголовных дел, и те, кто не успел скрыться из страны, попали за решетку — в частности, бывший финансовый директор «Аэрофлота» Николай Глушков. Кроме шести лет по делу «Аэрофлота» Березовский также получил 14 лет заочно по делу о хищениях в «АвтоВАЗе». Кроме того, против него расследовались уголовные дела по подозрению к призывам к свержению власти.

…и медиамагнат

Фундаментом политического влияния Березовского в 1990-х годах стал контроль за СМИ, прежде всего, над Первым каналом. Еще в начале 1990-х годов он предложил властям создать на базе самого популярного российского телеканала акционерное общество, в котором 51% акций будет закреплен за государством, а остальное будет находиться в частных руках для обеспечения финансирования телеканала. В итоге Березовский сформировал пул банков, финансировавших Первый канал, тогда носивший название ОРТ. Реальный контроль за операционной деятельностью принадлежал ему и его ближайшему соратнику Бадри Патаркацишвили.

Именно ОРТ стало базой для пропагандистской кампании Березовского против блока Лужкова и Примакова в ходе думской выборной кампании 1999 года, когда в прайм-тайм телеведущий Сергей Доренко ярко и образно доказывал стране всю пагубность пути, по которому собирались вести страну эти два политика.

Кроме ОРТ Березовский контролировал газету «Новые известия», которую создала бывшая редакционная команда «Известий» во главе с популярным тогда российским журналистом и главным редактором Игорем Голембиовским.

В 1999 году Березовский стал владельцем самой влиятельной тогда газеты «Коммерсант». Однако редакции удалось сохранить редакционную независимость от политической активности предпринимателя, и даже антипутинские письма Березовского печатались там исключительно на правах рекламы. В итоге Березовский вышел из состава акционеров газеты в 2006 году.

Эмигрант

В эмиграции жизнь Березовского стала напоминать смесь шпионского и плутовского романа со сменой имен (с Березовского на Еленина), лиц (выход на улицу после очередного суда в маске Путина), политическими авантюрами (приезды в Грузию и на Украину во время предвыборных кампаний, объявление нежелательной персоной в Латвии и обвинения в отмывании денег в Бразилии) и мучительной судебной борьбой за активы своих покойных друзей (Бадри Патаркацишвили) и бывших партнеров (Роман Абрамович и Михаил Черный).

Борис Абрамович Березовский

Кроме того, Березовский нашел себя в попытках сформировать устойчивый антипутинский фронт. В разные годы для этих целей использовались такие политики, как бывший спикер Госдумы и экс-коммунист Иван Рыбкин, который баллотировался в президенты в 2004 году, некоторые депутаты, а также партия «Либеральная Россия», сопредседателем которой стал беглый предприниматель.

Однако проект закончился трагедией: партия раскололась на две части, сторонников и противников Березовского. Позже два лидера «анти-Березовского» крыла партии были убиты, суд признал виновным в их убийстве лидера «про-Березовского» крыла Михаила Коданева, который в конце 2012 года в телевизионном интервью возложил вину за эти преступления на Березовского и Патаркацишвили.

Березовский также активно поддерживал версию о том, что взрывы жилых домов в России в 1999 году были организованы российскими спецслужбами для оправдания второй чеченской войны, однако эти утверждения никогда не нашли официального подтверждения.

Внимание к Березовскому также было привлечено в 2006 году после смерти в Лондоне от отравления полонием бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Березовский утверждал, что Литвиненко, которого предприниматель хорошо знал и финансово поддерживал, был отравлен по приказу из Москвы. В свою очередь, в российских СМИ появлялись анонимные свидетельства, что Литвиненко был устранен по приказу Березовского, который хотел, таким образом, скрыть подлог при получении политического убежища в Великобритании (Литвиненко как бывший офицер ФСБ, якобы свидетельствовал о том, что жизни Березовского в России угрожает опасность). Ни одна из этих версий не получила официального подтверждения.

Однако самый болезненный удар по репутации и самолюбию Березовского был нанесен в прошлом году, когда он проиграл громкий судебный процесс против Романа Абрамовича. Судебное разбирательство, в ходе которого Березовский требовал от Абрамовича доплатить несколько миллиардов долларов за проданные ниже реальной стоимости акции компаний «Сибнефть», «Русал» и ОРТ, закончился тем, что в августе 2012 году британский судья отклонил иск и присудил Березовскому оплату судебных издержек.

Березовский и Путин

Последние годы именно Путин был главным раздражителем для Березовского. Ни одно его интервью на протяжении более десяти лет не обходилось без прогноза, что дни путинского режима сочтены.

При этом в начале 2000 года во время президентской избирательной кампании Березовский, утверждая, что знает Путина с 1991 года и общается с ним на «ты», говорил, что это самый лучший выбор для страны.

В последний год Березовский стал активно использовать жанр открытых писем Путину, однако ответа так и не дождался. В январе 2012 года он написал патриарху Кириллу призыв помочь «опомниться» российскому премьеру и кандидату в президенты, а к самому Путину — снять свою кандидатуру с выборов, чтобы «избежать кровавой революции, не допустить разрушения российского государства, когда народ и власть окончательно потеряют связь друг с другом». В конце февраля в Прощеное воскресенье Березовский просил прощения за то, что привел к власти Владимира Путина.

В августе 2012 очередное письмо Березовского Путину было связано с предстоящим оглашением приговора по делу Pussy Riot, в котором он призвал помиловать участниц панк-группы.

Бурная жизнь Березовского, полная интриг, взлетов, падений, побед, поражений, закончилась неожиданно: 23 марта он был найден мертвым в своем доме.

Уже после его смерти пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сделал неожиданное заявление телеканалу «Россия 24»: Березовский попросил у Путина прощения и возможности вернуться в страну.

«Вместе с тем, наверное, следует сказать, что некоторое время назад, может быть, пару месяцев назад, Березовский передал Путину письмо, написанное им лично, в котором он признал, что совершил очень много ошибок, попросил у Путина прощения за эти ошибки и также обратился к Путину с просьбой о том, чтобы получить возможность вернуться на родину», — заявил Песков.

ria.ru

Отправить ссылку на новость друзьям

Подписывайтесь на наш канал Арсеньев в Telegram!
Найдите и добавьте к себе в контакты @arsenyev или перейдите по этой ссылке